ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-ИЗО-КВЕСТ «БОЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЯ» в 13-И АПОСТОЛАХ. PDF - скачать
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе — бег оленя,
В каждом взоре — лёт копья.
… И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе — бег оленя,
В каждом взоре — лёт копья.
… И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева.
Вот и теперь он поэт не для всех.
Не для утех он поэт. Лишь для тех,
Кто …
Слышит за чисто словесной игрой
Говор древнейший, и посвист лихой,
Слышит, как с бубном шаманит строка
В пляске языческой, в пляске греха.
Как прорастает в гортанных словах
Русь в идолищах, в крови и кострах.
Не для утех он поэт. Лишь для тех,
Кто …
сумасшедший немного,
чудной,
Кто, непонятно как, может душой,Слышит за чисто словесной игрой
Говор древнейший, и посвист лихой,
Слышит, как с бубном шаманит строка
В пляске языческой, в пляске греха.
Как прорастает в гортанных словах
Русь в идолищах, в крови и кострах.
Иди, могатырь!
Шагай, могатырь! Можарь, можар!
Могун, я могею!
Моглец, я могу! Могей, я могею!
Могей, мое я. Мело! Умело! Могей, могач!
Моганствуйте, очи! Мело! Умело!
Шествуйте, моги!
Шагай, могач! Руки! Руки!
Могунный, можественный лик, полный могебнов!
Могровые очи, могатые мысли, могебные брови!
Лицо могды. Рука могды! Могна!
Шагай, могатырь! Можарь, можар!
Могун, я могею!
Моглец, я могу! Могей, я могею!
Могей, мое я. Мело! Умело! Могей, могач!
Моганствуйте, очи! Мело! Умело!
Шествуйте, моги!
Шагай, могач! Руки! Руки!
Могунный, можественный лик, полный могебнов!
Могровые очи, могатые мысли, могебные брови!
Лицо могды. Рука могды! Могна!
Строчка, другая, мотивчик, сюжет.
Жил-был поэт.
Жил-был поэт.
Жил.
Теперь таких – нет.
*Стихи в узелке – В. Хлебников одно время, мотаясь по жизни и по стране, таскал за собой свои стихи в наволочке.
Велимир Хлебников – «Заклятие смехом».
www.hlebnikov.ru/ (Велимир Хлебников – произведения, биография, рисунки).
Воспроизвести
В. Хлебников. «Детуся». 1921.
Читает Дмитрий Воденников.
Читает Дмитрий Воденников.
Велимир Хлебников (1885-1922) – российский поэт.
Настоящее имя Виктор Владимирович. Творческий псевдоним Велимир, – славянское имя, которое означает «большой мир», – он взял себе в 24 года. В это время он с головой погружается в «словотворческий процесс», в увлечение языческой Русью, народным русским языком. Появляются его первые придуманные персонажи – снезини, смехини, Березомир, Древолюд и т.п. Славянофильство и русское язычество, однако, не помешали ему заняться изучением японского языка, т.к. он полагал, что удастся найти новые формы языковой выразительности на стыке различных культур.
Именно последовательные, глубинные эксперименты в области языка, «словообразования» и сделали поэта уникальной, выдающейся фигурой среди звездных поэтических фигур серебряного века: В. Маяковский, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Гумилев, М. Кузьмин, В. Бурлюк … В 30 лет В. Хлебников был избран друзьями «Королем времени».
Избрание не было случайным. Хлебников в свое время учился на математическом факультете Казанского, позже Санкт-Петербургского университетов. Поэтическая чуткость, математическая одаренность, мистическое ощущение времени привели к тому, что он стал резонировать на природу времени и исторические закономерности. В 26 лет он отправил письмо министру А. Нарышкину с весьма характерным названием «Очерк: значение чисел и о способах предвидения будущего». А еще через год в 1912-ом Хлебников в брошюре «Учитель и ученик», анализируя «законы времени», пророчески предсказал: «Не стоит ли ждать в 1917 году падения государства». Этот аспект таланта Хлебникова крайне интересен и очень жаль, что у него не нашлось столь же талантливых последователей.
В 31 год поэт выступил инициатором создания «Общества председателей Земного шара», в основе которого лежала теория Хлебникова о фатальной силе числа 317. В Общество должны были войти 317 выдающихся деятелей культуры, которые стали бы управлять идеальным «Государством времени», приводя в нем в равновесие силы мировой гармонии. В 35 Хлебников по инициативе С. Есенина был коронован как «Председатель земного шара». Именно эти слова и будут выбиты на его могиле.
Велимир Хлебников – это «звездный язык», «заумь», «слово-новшество», «окказионализм» (от лат. – случайный), космологические и мифологические мотивы, Русь в сочетании с Востоком, «двояковыпуклая речь» (из предисловия к «Разину» Хлебникова). Это работа со звуком, интонацией, работа слоговая, микромотивная (с музыкальной точки зрения).
Маяковский писал, что «Хлебников создал целую периодическую систему слова».
И до Хлебникова, и после него никто не создавал ничего подобного. Исследователи всегда искали в хлебниковских экспериментах сходство с экспериментами живописцев русского авангарда. И почему-то никто не захотел заметить, что вся поэзия Хлебникова – это музыка. Своеобразная, крайне непривычная, самозамкнутая, дикая, самодостаточная, но – музыка. Может быть, не замечали оттого, что сам поэт никогда не говорил о музыкальности своих аллюзий. Но шаманил-то он именно в этой области. Чего стоит хлебниковское определение собственной задачи как поэта: «Породе русской вернуть язык / Такой, / Чтоб соловьиный свист и мык / Текли там полною рекой».
С музыкой поэтическая судьба свела только один раз, когда он создавал пролог к кубофутуристической, крайне алогичной опере «Победа над солнцем» М. Матюшина (художник, музыкант) и А. Крученых (поэт). Опера, которая, кстати, прославила К. Малевича. Он писал к ней декорации, в которых впервые появился мотив квадрата.
Умирал Хлебников трудно. Был парализован. Развилась гангрена. Ушел из жизни в 37.
И последнее. Хлебников, быть может, единственный выдающийся поэт России, к которому по-настоящему применимо определение «поэт-странник». Не сиделось ему на месте. Ну никак не сиделось. И умер он, по сути, на бегу, так и не успев обзавестись собственным пристанищем.
Велимир Хлебников и при жизни, и вне её был и есть поэт элитарный, поэт избранных, поэт профессионалов, поэт исследователей, поэт новаторов, поэт «зауми».
Настоящее имя Виктор Владимирович. Творческий псевдоним Велимир, – славянское имя, которое означает «большой мир», – он взял себе в 24 года. В это время он с головой погружается в «словотворческий процесс», в увлечение языческой Русью, народным русским языком. Появляются его первые придуманные персонажи – снезини, смехини, Березомир, Древолюд и т.п. Славянофильство и русское язычество, однако, не помешали ему заняться изучением японского языка, т.к. он полагал, что удастся найти новые формы языковой выразительности на стыке различных культур.
Именно последовательные, глубинные эксперименты в области языка, «словообразования» и сделали поэта уникальной, выдающейся фигурой среди звездных поэтических фигур серебряного века: В. Маяковский, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Гумилев, М. Кузьмин, В. Бурлюк … В 30 лет В. Хлебников был избран друзьями «Королем времени».
Избрание не было случайным. Хлебников в свое время учился на математическом факультете Казанского, позже Санкт-Петербургского университетов. Поэтическая чуткость, математическая одаренность, мистическое ощущение времени привели к тому, что он стал резонировать на природу времени и исторические закономерности. В 26 лет он отправил письмо министру А. Нарышкину с весьма характерным названием «Очерк: значение чисел и о способах предвидения будущего». А еще через год в 1912-ом Хлебников в брошюре «Учитель и ученик», анализируя «законы времени», пророчески предсказал: «Не стоит ли ждать в 1917 году падения государства». Этот аспект таланта Хлебникова крайне интересен и очень жаль, что у него не нашлось столь же талантливых последователей.
В 31 год поэт выступил инициатором создания «Общества председателей Земного шара», в основе которого лежала теория Хлебникова о фатальной силе числа 317. В Общество должны были войти 317 выдающихся деятелей культуры, которые стали бы управлять идеальным «Государством времени», приводя в нем в равновесие силы мировой гармонии. В 35 Хлебников по инициативе С. Есенина был коронован как «Председатель земного шара». Именно эти слова и будут выбиты на его могиле.
Велимир Хлебников – это «звездный язык», «заумь», «слово-новшество», «окказионализм» (от лат. – случайный), космологические и мифологические мотивы, Русь в сочетании с Востоком, «двояковыпуклая речь» (из предисловия к «Разину» Хлебникова). Это работа со звуком, интонацией, работа слоговая, микромотивная (с музыкальной точки зрения).
Маяковский писал, что «Хлебников создал целую периодическую систему слова».
И до Хлебникова, и после него никто не создавал ничего подобного. Исследователи всегда искали в хлебниковских экспериментах сходство с экспериментами живописцев русского авангарда. И почему-то никто не захотел заметить, что вся поэзия Хлебникова – это музыка. Своеобразная, крайне непривычная, самозамкнутая, дикая, самодостаточная, но – музыка. Может быть, не замечали оттого, что сам поэт никогда не говорил о музыкальности своих аллюзий. Но шаманил-то он именно в этой области. Чего стоит хлебниковское определение собственной задачи как поэта: «Породе русской вернуть язык / Такой, / Чтоб соловьиный свист и мык / Текли там полною рекой».
С музыкой поэтическая судьба свела только один раз, когда он создавал пролог к кубофутуристической, крайне алогичной опере «Победа над солнцем» М. Матюшина (художник, музыкант) и А. Крученых (поэт). Опера, которая, кстати, прославила К. Малевича. Он писал к ней декорации, в которых впервые появился мотив квадрата.
Умирал Хлебников трудно. Был парализован. Развилась гангрена. Ушел из жизни в 37.
И последнее. Хлебников, быть может, единственный выдающийся поэт России, к которому по-настоящему применимо определение «поэт-странник». Не сиделось ему на месте. Ну никак не сиделось. И умер он, по сути, на бегу, так и не успев обзавестись собственным пристанищем.
Велимир Хлебников и при жизни, и вне её был и есть поэт элитарный, поэт избранных, поэт профессионалов, поэт исследователей, поэт новаторов, поэт «зауми».