ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-ИЗО-КВЕСТ «БОЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЯ» в 13-И АПОСТОЛАХ. PDF - скачать
Василий Кандинский
В черном квадрате. 1923 г.
Художник-акционист Пётр Павленский
Акция «Шов». С.-Петербург, 2012 г.
В черном квадрате. 1923 г.
Художник-акционист Пётр Павленский
Акция «Шов». С.-Петербург, 2012 г.
Малевич Казимир Северинович (1879 – 1935) – российский и советский художник.
В 1915 году состоялась выставка футуристов под названием «0, 10». За названием скрывалась идея Малевича свести все предметные формы «к нулю», а потом «шагнуть за нуль», т.е. в беспредметность. Картина «Черный квадрат» на выставке висела в красном углу, где обычно располагаются иконы. Иконой ее впоследствии называл и сам Малевич. Иконой, которая разорвала мир на логичное и алогичное, жизнеутверждающее и темное, художественное и антихудожественное. «До сих пор даже люди, связанные с искусством и литературой, знающие историю 20 века, позволяют себе думать, что автором „Чёрного квадрата“ мог стать любой: хоть дитя несмышлёное, хоть просто марающий бумагу бездельник…». Искусствовед Е. Андреева. «В истории мирового искусства нет, наверное картины с более громкой славой, чем „Чёрный квадрат“ Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений,.. нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью.».
Казимир Малевич – смотреть.
Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944) – русский художник и теоретик изобразительного искусства. Основоположник абстракционизма.
Путь Кандинского-абстракциониста определил, как утверждает легенда, странный случай. Однажды, придя поздно домой, он в полусумраке увидел незнакомую, как ему показалось на первый взгляд, картину. Она была невероятно ассоциативна, звучала, обескураживала. Оказалось, что это была его собственная работа, которую он, уходя из дома, торопясь, повесил вверх ногами. В сумраке предметность на картине не читалась, зато играли и завораживали загадочные ритмы и смутные цвета, насыщая пространство странной музыкой. Этот случай и стал первым шагом на пути утверждения доминантности в работах Кандинского ритма и цвета, и отказа от предметности.
В 1912 году он издает книгу «О духовном в искусстве», которая стала первым теоретическим манифестом абстракционизма.
Василий Кандинский – читать, смотреть.
Павленский Пётр Андреевич (1884) – российский художник-акционист.
Акционизм – художественное явление, возникшее на Западе в середине 20-го века, стремящееся «стереть» грань между искусством и реальностью. Однако на Западе акционизм проявлял и проявляет себя, преимущественно, на стыке эпатажа и эстетики. В России начала 21 века данное явление обрело предельно радикальные формы и откровенно политическое измерение. К примеру, акция «Хуй в плену у ФСБ» арт-группы «Война» и «Богородица, Путина прогони» панк-группы «Пусси Райот».
Выдающейся фигурой российского акционизма является Пётр Павленский. Каждая его акция – это дерзкий вызов власти, вызывающий у нее шок. И это практически всегда жесткий ответ с ее стороны, вплоть до тюремных заключений и насильственных психиатрических экспертиз. Назову некоторые, наиболее резонансные, акции. В 2012 году состоялась акция «Шов», принесшая ему известность. Художник определил суть акции так: «Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность».
В 2013 году мощный резонанс в обществе вызвала акция Павленского – «Туша». Нагой художник, плотно опутанный колючей проволокой, более часа лежал у входа в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга пока сотрудники полиции не освободили его от пут с помощью садовых ножниц. В этом же году Павленский на Красной площади в Москве прибил свою мошонку гвоздем к брусчатке – акция «Фиксация». Метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества. Но, пожалуй, самую бурную реакцию со стороны российского общества вызвала его акция «Горящая дверь Лубянки» (1915 год). Облив бензином дверь здания органов госбезопасности на Лубянке, художник ее поджог и спокойно дождался ареста. Смысл акции – «перчатка, брошенная в лицо органам», подавляющим свободу личности и общества. «Горящая дверь в Ад» – так восприняли некоторые художественные критики суть акции.
Петр Павленский – читать, смотреть.
В 1915 году состоялась выставка футуристов под названием «0, 10». За названием скрывалась идея Малевича свести все предметные формы «к нулю», а потом «шагнуть за нуль», т.е. в беспредметность. Картина «Черный квадрат» на выставке висела в красном углу, где обычно располагаются иконы. Иконой ее впоследствии называл и сам Малевич. Иконой, которая разорвала мир на логичное и алогичное, жизнеутверждающее и темное, художественное и антихудожественное. «До сих пор даже люди, связанные с искусством и литературой, знающие историю 20 века, позволяют себе думать, что автором „Чёрного квадрата“ мог стать любой: хоть дитя несмышлёное, хоть просто марающий бумагу бездельник…». Искусствовед Е. Андреева. «В истории мирового искусства нет, наверное картины с более громкой славой, чем „Чёрный квадрат“ Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений,.. нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью.».
Казимир Малевич – смотреть.
Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944) – русский художник и теоретик изобразительного искусства. Основоположник абстракционизма.
Путь Кандинского-абстракциониста определил, как утверждает легенда, странный случай. Однажды, придя поздно домой, он в полусумраке увидел незнакомую, как ему показалось на первый взгляд, картину. Она была невероятно ассоциативна, звучала, обескураживала. Оказалось, что это была его собственная работа, которую он, уходя из дома, торопясь, повесил вверх ногами. В сумраке предметность на картине не читалась, зато играли и завораживали загадочные ритмы и смутные цвета, насыщая пространство странной музыкой. Этот случай и стал первым шагом на пути утверждения доминантности в работах Кандинского ритма и цвета, и отказа от предметности.
В 1912 году он издает книгу «О духовном в искусстве», которая стала первым теоретическим манифестом абстракционизма.
Василий Кандинский – читать, смотреть.
Павленский Пётр Андреевич (1884) – российский художник-акционист.
Акционизм – художественное явление, возникшее на Западе в середине 20-го века, стремящееся «стереть» грань между искусством и реальностью. Однако на Западе акционизм проявлял и проявляет себя, преимущественно, на стыке эпатажа и эстетики. В России начала 21 века данное явление обрело предельно радикальные формы и откровенно политическое измерение. К примеру, акция «Хуй в плену у ФСБ» арт-группы «Война» и «Богородица, Путина прогони» панк-группы «Пусси Райот».
Выдающейся фигурой российского акционизма является Пётр Павленский. Каждая его акция – это дерзкий вызов власти, вызывающий у нее шок. И это практически всегда жесткий ответ с ее стороны, вплоть до тюремных заключений и насильственных психиатрических экспертиз. Назову некоторые, наиболее резонансные, акции. В 2012 году состоялась акция «Шов», принесшая ему известность. Художник определил суть акции так: «Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность».
В 2013 году мощный резонанс в обществе вызвала акция Павленского – «Туша». Нагой художник, плотно опутанный колючей проволокой, более часа лежал у входа в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга пока сотрудники полиции не освободили его от пут с помощью садовых ножниц. В этом же году Павленский на Красной площади в Москве прибил свою мошонку гвоздем к брусчатке – акция «Фиксация». Метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества. Но, пожалуй, самую бурную реакцию со стороны российского общества вызвала его акция «Горящая дверь Лубянки» (1915 год). Облив бензином дверь здания органов госбезопасности на Лубянке, художник ее поджог и спокойно дождался ареста. Смысл акции – «перчатка, брошенная в лицо органам», подавляющим свободу личности и общества. «Горящая дверь в Ад» – так восприняли некоторые художественные критики суть акции.
Петр Павленский – читать, смотреть.