ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-ИЗО-КВЕСТ «БОЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЯ» в 13-И АПОСТОЛАХ.
ПЁТР ПАВЛЕНСКИЙ
- Петр Андреевич Павленский – русский человек, из Питера, ему чуть за тридцать, лицо у него грустное и сам он производит ложное впечатление хрупкого подростка.
Если не видеть его в реальной жизни, а только на видео и фото, он кажется совсем ничем, гоголевским петербургским человечком, крохотным, по сравнению с громадьем его инструментов – Красной площадью, зданием КГБ на Лубянке, огромным забором сумасшедшего дома, Казанским собором в Питере. Петр Павленский художник, художник настоящий, тот, который рисует, он закончил Художественно-промышленную академию, может руками изобразить что-нибудь грандиозное, на холсте или на стене, но больше он известен как художник современный.
Современный художник – это странное словосочетание применяется только потому, что в русском языке нет слова, соответствующего слову artist, человек искусства. Современные художники считают, что инструментарий изобразительного искусства исчерпан, сложно написать море лучше Айвазовского, а хуже или так же – нет смысла, жизнь одна и тратить её на подражательство неумно. Павленский– современный художник акционист. … Акционист – это тот, кто превращает в холст улицы и площади, а зрительный зал и сцена смешиваются, зрители могут принять участие в действии и, как правило, принимают, сами того не понимая и не желая. Акция, как правило, должна быть задокументирована на видео, фото, другие носители. … Акционизм всегда провокация. Граница между искусством и хулиганством пролегает в области чужого носа. Если художник размахивает руками в опасной близости от чужого носа, то это все же провокация. Как только нанесен первый удар и пошла чья-то кровь – искусство заканчивается. Основная кровь современного искусства, а её немало пролито – это кровь самого художника.
Если углубиться в происхождение Павленского, то можно выстроить цепочку Великие иностранцы (венские акционисты) – российские акционисты (Асмоловский, Кулик, Бренер, Тер-Оганян, Мавроматти) – арт-группа Война – Pussyriot – Павленский. Про иностранцев лучше расскажут в энциклопедии, про предшественников, акционистов 90-х можно кратко: Асмоловский с группой товарищей выложил своими телами слово ХУЙ на базальтовой брусчатке Красной площади, Кулик раздевался догола и изображал собаку (кусался и лаял), Бренердефецировал, впрочем даже не дефецировал, а срал на выставках, то пораженный красотой работ, то наоборот, пепел к пеплу, Тер-Оганян рубил топором иконы (точнее – не иконы, а наклеенные на доски репродукции икон, символ, идею икон, впрочем, предосторожность не помогла, пришлось бежать из России в Чехию), Мавроматтисамораспинался, ему, похоже, нравится немного помучиться. Что с ними стало? Они превратились, кроме Кулика и Бренера, в унылое провластное охранительное говно. Те, кого я не упомянул, из предшественников, Пименов, например, – тоже превратились в говно. Климат, наверное, сейчас такой.
Если не видеть его в реальной жизни, а только на видео и фото, он кажется совсем ничем, гоголевским петербургским человечком, крохотным, по сравнению с громадьем его инструментов – Красной площадью, зданием КГБ на Лубянке, огромным забором сумасшедшего дома, Казанским собором в Питере. Петр Павленский художник, художник настоящий, тот, который рисует, он закончил Художественно-промышленную академию, может руками изобразить что-нибудь грандиозное, на холсте или на стене, но больше он известен как художник современный.
Современный художник – это странное словосочетание применяется только потому, что в русском языке нет слова, соответствующего слову artist, человек искусства. Современные художники считают, что инструментарий изобразительного искусства исчерпан, сложно написать море лучше Айвазовского, а хуже или так же – нет смысла, жизнь одна и тратить её на подражательство неумно. Павленский– современный художник акционист. … Акционист – это тот, кто превращает в холст улицы и площади, а зрительный зал и сцена смешиваются, зрители могут принять участие в действии и, как правило, принимают, сами того не понимая и не желая. Акция, как правило, должна быть задокументирована на видео, фото, другие носители. … Акционизм всегда провокация. Граница между искусством и хулиганством пролегает в области чужого носа. Если художник размахивает руками в опасной близости от чужого носа, то это все же провокация. Как только нанесен первый удар и пошла чья-то кровь – искусство заканчивается. Основная кровь современного искусства, а её немало пролито – это кровь самого художника.
Если углубиться в происхождение Павленского, то можно выстроить цепочку Великие иностранцы (венские акционисты) – российские акционисты (Асмоловский, Кулик, Бренер, Тер-Оганян, Мавроматти) – арт-группа Война – Pussyriot – Павленский. Про иностранцев лучше расскажут в энциклопедии, про предшественников, акционистов 90-х можно кратко: Асмоловский с группой товарищей выложил своими телами слово ХУЙ на базальтовой брусчатке Красной площади, Кулик раздевался догола и изображал собаку (кусался и лаял), Бренердефецировал, впрочем даже не дефецировал, а срал на выставках, то пораженный красотой работ, то наоборот, пепел к пеплу, Тер-Оганян рубил топором иконы (точнее – не иконы, а наклеенные на доски репродукции икон, символ, идею икон, впрочем, предосторожность не помогла, пришлось бежать из России в Чехию), Мавроматтисамораспинался, ему, похоже, нравится немного помучиться. Что с ними стало? Они превратились, кроме Кулика и Бренера, в унылое провластное охранительное говно. Те, кого я не упомянул, из предшественников, Пименов, например, – тоже превратились в говно. Климат, наверное, сейчас такой.
Особенной статью идёт Война – это Вор и Коза, Олег Воротников и Наталья Сокол, покойный Леонид Николаев (Лёня Ёбнутый), исследователь русского языка (мата) Плуцер-Сарно, а также, сюрприз – Надежда Толоконникова, Петр Верзилов, Маша Алёхина, Катя Самуцевич, ставшие PussyRiot. Война уделяла много внимания политическому, поскольку обстановка способствовала – режим Путина стал каменеть, огрызаться, затеял войну с Грузией, и потихоньку стал САЖАТЬ.В целом Война наиболее креативная, радикальная и политизированная арт-группа России. Они хотели, чтобы граждане забыли страх, следовали их примеру, переворачивали полицейские машины, они боролись с полицейским государством, в которое превратилась изнуренная настоящим и телевизионным терроризмом Россия. … Война тщательно планировала акции, тренировалась, просчитывала отход с места акции – они никогда не попадались.
Отколовшиеся от Войны PussyRiot занимались, по словам Толоконниковой, внезапными выступлениями» – фактически тем же, что и Война, впрочем, они придумали себе образ – девушки в цветных балаклавах и ярких колготках. Самая известная их акция – выступление в Храме Христа Спасителя с песней «Богородица, Путина прогони». Тогда, в 11-м году, во время смешных московских протестов, белоленточников, они заглянули немного глубже – в самую суть нового режима Путина, полное истребление любой общественной жизни, взаимопроникновение церкви и государства, в колыбель нового тоталитаризма, и попали гидре по больному месту. Их нашли, нашли быстро и примерно наказали, совершенно беззаконно, наказали реальным сроком, пресловутой «двушечкой». Так акция получила своё продолжение в виде суда и лагеря. Толоконникова и Алёхина держались достойно, проявили неожиданную для художников и юных женщин стойкость, не покаялись и не унизились, скорее наоборот, унизили судебную систему и систему исполнения наказаний, боролись с ними и в лагере.
Именно этим и вдохновился наш герой, Петр Павленский. В отличие от Войны, его акции не заканчиваются отходом с места россыпью, его инструмент – собственное тело в окружении каменных громад, а основная акция начинается после задержания – и документы – это не только фотографии и видео – это протоколы задержания, протоколы допросов, акты экспертиз, разговоры следователей…
Владимир «Адольфыч» Нестеренко. Писатель, журналист, контркультурный деятель. Фрагменты статьи «Кто такой Петр Павленский». 2015.
Отколовшиеся от Войны PussyRiot занимались, по словам Толоконниковой, внезапными выступлениями» – фактически тем же, что и Война, впрочем, они придумали себе образ – девушки в цветных балаклавах и ярких колготках. Самая известная их акция – выступление в Храме Христа Спасителя с песней «Богородица, Путина прогони». Тогда, в 11-м году, во время смешных московских протестов, белоленточников, они заглянули немного глубже – в самую суть нового режима Путина, полное истребление любой общественной жизни, взаимопроникновение церкви и государства, в колыбель нового тоталитаризма, и попали гидре по больному месту. Их нашли, нашли быстро и примерно наказали, совершенно беззаконно, наказали реальным сроком, пресловутой «двушечкой». Так акция получила своё продолжение в виде суда и лагеря. Толоконникова и Алёхина держались достойно, проявили неожиданную для художников и юных женщин стойкость, не покаялись и не унизились, скорее наоборот, унизили судебную систему и систему исполнения наказаний, боролись с ними и в лагере.
Именно этим и вдохновился наш герой, Петр Павленский. В отличие от Войны, его акции не заканчиваются отходом с места россыпью, его инструмент – собственное тело в окружении каменных громад, а основная акция начинается после задержания – и документы – это не только фотографии и видео – это протоколы задержания, протоколы допросов, акты экспертиз, разговоры следователей…
Владимир «Адольфыч» Нестеренко. Писатель, журналист, контркультурный деятель. Фрагменты статьи «Кто такой Петр Павленский». 2015.