ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-ИЗО-КВЕСТ «БОЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЯ» в 13-И АПОСТОЛАХ. PDF - скачать
Михаил Александрович Врубель – (1856 – 1910) – русский художник.
Первое образование – юридическое. Затем Императорская академия художеств, класс Павла Чистякова, у которого в разное время учились В. Серов, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков.
Врубель работал в самых разнообразных жанрах: графика, портреты, фрески, скульптура, архитектура, книжные иллюстрации, декорации к спектаклям, живопись.
Тесно сотрудничал с частной оперой промышленника и мецената Саввы Морозова в качестве художника-декоратора и художника костюмера. Оформил порядка 15 оперных спектаклей. Был женат на известной оперной певице Надежде Забеле. Вообще, тема музыки в его жизни и творчестве более чем заметна. Часто посещал оперные спектакли, концерты, и даже пел в любительских музыкальных вечеринках. Был близок с композитором Н. Римским-Корсаковым.
Музыкальной тематике художник посвятил около 70 работ.
Среди них – «Садко», «Снегурочка», «Фауст и Маргарита», «Валькирия», «Царевна-Лебедь». Последняя создана по мотивам оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Прототипом Царевны послужила жена художника Забела-Врубель, которой он был, по воспоминаниям современников, буквально очарован. Однако художник довольно далеко ушел и от портретного сходства, и от теплоты чувств, вложив в картину «сиреневые отзвуки ледяной стужи». Почему так, неизвестно.
Художник довольно быстро рвет с академическими традициями в живописи и обретает собственную манеру, воплощенную в мозаике крупных изломанных кристаллических мазков-штрихов и насыщенную цветовой символикой. Часто – сумрачной, часто с «сиреневыми тонами и полутонами».
Своего рода кульминацией стилистического и цветового самоутверждения художника является, на мой взгляд, его «Сирень», появившаяся на подступах к безумию Михаила Врубеля в 1900 году.
Мир – в сиреневом тумане.
Мир – в сиреневом дурмане.
Мир – сиреневым горит.
Мир – сиреневый навзрыд.
Тема смерти, тема рока, тема демонизма проходит у Врубеля через все его творчество.
Своего «Демона» он писал и переписывал, постоянно возвращаясь к нему и к этой теме. Существует история о Врубеле, что будто бы он заключил сделку с Князем Мира. Искусствоведы часто цитируют художника Александра Бенуа, который был свидетелем того, как Врубель лихорадочно, раз за разом вносил изменения в картину «Демон», уже висящую в галерее.
«Верится, что Князь Мира позировал ему. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества и в погоне за неуловимым стал быстро продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма».
В целом Врубелем создано 15 Демонов. Наиболее известны: «Демон летящий», «Демон поверженный», «Демон и Тамара» и, наконец, знаменитый «Демон сидящий».
В 45 лет у Врубеля обозначились первые признаки душевного расстройства, вскоре последовал приговор – болезнь неизлечима.
В 50, за четыре года до смерти, художник полностью теряет зрение.
Последние четыре года своей жизни великий художник проведет в клинике.
Первое образование – юридическое. Затем Императорская академия художеств, класс Павла Чистякова, у которого в разное время учились В. Серов, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков.
Врубель работал в самых разнообразных жанрах: графика, портреты, фрески, скульптура, архитектура, книжные иллюстрации, декорации к спектаклям, живопись.
Тесно сотрудничал с частной оперой промышленника и мецената Саввы Морозова в качестве художника-декоратора и художника костюмера. Оформил порядка 15 оперных спектаклей. Был женат на известной оперной певице Надежде Забеле. Вообще, тема музыки в его жизни и творчестве более чем заметна. Часто посещал оперные спектакли, концерты, и даже пел в любительских музыкальных вечеринках. Был близок с композитором Н. Римским-Корсаковым.
Музыкальной тематике художник посвятил около 70 работ.
Среди них – «Садко», «Снегурочка», «Фауст и Маргарита», «Валькирия», «Царевна-Лебедь». Последняя создана по мотивам оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Прототипом Царевны послужила жена художника Забела-Врубель, которой он был, по воспоминаниям современников, буквально очарован. Однако художник довольно далеко ушел и от портретного сходства, и от теплоты чувств, вложив в картину «сиреневые отзвуки ледяной стужи». Почему так, неизвестно.
Художник довольно быстро рвет с академическими традициями в живописи и обретает собственную манеру, воплощенную в мозаике крупных изломанных кристаллических мазков-штрихов и насыщенную цветовой символикой. Часто – сумрачной, часто с «сиреневыми тонами и полутонами».
Своего рода кульминацией стилистического и цветового самоутверждения художника является, на мой взгляд, его «Сирень», появившаяся на подступах к безумию Михаила Врубеля в 1900 году.
Мир – в сиреневом тумане.
Мир – в сиреневом дурмане.
Мир – сиреневым горит.
Мир – сиреневый навзрыд.
Тема смерти, тема рока, тема демонизма проходит у Врубеля через все его творчество.
Своего «Демона» он писал и переписывал, постоянно возвращаясь к нему и к этой теме. Существует история о Врубеле, что будто бы он заключил сделку с Князем Мира. Искусствоведы часто цитируют художника Александра Бенуа, который был свидетелем того, как Врубель лихорадочно, раз за разом вносил изменения в картину «Демон», уже висящую в галерее.
«Верится, что Князь Мира позировал ему. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества и в погоне за неуловимым стал быстро продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма».
В целом Врубелем создано 15 Демонов. Наиболее известны: «Демон летящий», «Демон поверженный», «Демон и Тамара» и, наконец, знаменитый «Демон сидящий».
В 45 лет у Врубеля обозначились первые признаки душевного расстройства, вскоре последовал приговор – болезнь неизлечима.
В 50, за четыре года до смерти, художник полностью теряет зрение.
Последние четыре года своей жизни великий художник проведет в клинике.
Слепота, слуховые галлюцинации, бредовые состояния, моменты просветления, снова видения и, наконец, смерть от воспаления легких. Некоторые исследователи утверждают, что он умышленно стремился к этому, подолгу стоя раздетым в морозные дни перед открытой форточкой.
Среди наиболее известных работ Врубеля – серия о Демоне, Автопортреты, «Гамлет и Офелия», «Сирень», «Царевна-Лебедь» (Забела-Врубель), портрет Саввы Морозова, «Шестикрылый Серафим», «Пан».
Александр Блок называл Врубеля «вестником иных миров».
Среди наиболее известных работ Врубеля – серия о Демоне, Автопортреты, «Гамлет и Офелия», «Сирень», «Царевна-Лебедь» (Забела-Врубель), портрет Саввы Морозова, «Шестикрылый Серафим», «Пан».
Александр Блок называл Врубеля «вестником иных миров».
Автопортрет. 1904 (художник в стадии заболевания, за два года до слепоты, за шесть до смерти).
Бумага на картоне, уголь, сангина.
Государственная Третьяковская галерея.
Бумага на картоне, уголь, сангина.
Государственная Третьяковская галерея.