ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-ИЗО-КВЕСТ «БОЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЯ» в 13-И АПОСТОЛАХ. PDF - скачать
Канонизирован в 1988 году в лике преподобного, т.е. «весьма подобного», достигшего подобия Христу.
Изображение иконы Святого Андрея Рублёва взято из Каталога икон Московского иконописного центра «Русская икона».
Икона «Святая Троица». Вершинным достижением, шедевром творчества Андрея Рублева является икона «Живоначальная Троица», созданная им в начале 15 века.
«Троица» Рублева является, пожалуй, и самой известной в мире православной иконой.
Хранится она в Третьяковской галерее.
«Святая Троица» - это тот случай в искусстве, когда созданное произведение коренным образом меняет устоявшееся представление о том или ином реальном (мифологическом) факте. Ярчайшим доказательством является, к примеру, история Моцарта и Сальери, изложенная Пушкиным в «Маленьких трагедиях», где отравление Мацарта Сальери подано настолько мощно, что стало истиной в глазах миллионов людей. Хотя это и не соответствует исторической правде.
В основе сюжета рублевской иконы лежит библейская история о посещении тремя ангелами родоначальника избранного (еврейского) народа прародителя Авраама (не только еврейского, кстати). Он встречает странников, омывает им ноги, собственноручно месит тесто и, вообще, демонстрирует подлинное и искреннее гостеприимство, не подозревая, что перед ним ангелы.
Во время встречи Аврааму было поведано, что у него родится сын Исаак, и что от него произойдет «народ великий и сильный». Затем два ангела отправляются «на погубление Содома, города прогневившего Бога».
До Рублева практически во всех иконах на данный сюжет подчеркивались нюансы трапезы, вводились детали «погубления Содома». А ведь к 11 веку довольно устойчивой стала трактовка троицы данного сюжета как триединой сущности Бога. Но понадобился гений Андрея Рублева, чтобы окончательно утвердить «небытовое, нежанровое восприятие» сюжета о «живоначальной троице».
В его иконе традиционных деталей и нюансов нет. Вообще нет мелочей. Икона русского иконописца абсолютно однозначно воспринимается как тихий духовный гимн «Живоначальной Троице», как идеальное воплощение единого и трипостасного Бога: Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух.
Ушло все суетное, мелкое, преходящее и осталась вечность, просветленность, Покой. Намечен силуэт дома как символ творящей воли божьей. Намечено дерево как вечное древо вечной жизни. Намечен силуэт горы как символ духовного восхождения.
Центром же действия изображения является чаша – Чаша жертвенная, Чаша жизни, Чаша Грааля …
В иконе Рублев отошел от традиционной иконографии. В ней отсутствуют принятые для того времени суровые, мрачноватые тона византийской иконописи.
Теплота красок, мягкость ритмического решения, единство «персонажей», переданное через круговую плавную замкнутость общего движения линий и тонов, все это сильнейшим образом работает на сверхзадачу иконы – единство Троицы.
Интересно и то, что «Святая Троица» по-разному воспринимается с ближней и дальней точки зрения.
Великая творческая работа монаха Андрея Рублева стала высочайшим символом в искусстве, стала Иконой, в которой достигнуты высшее согласие духа, мира, божественного и человеческого.
В честь Андрея Рублева назван кратер на Меркурии.
Икона «Святая Троица». Вершинным достижением, шедевром творчества Андрея Рублева является икона «Живоначальная Троица», созданная им в начале 15 века.
«Троица» Рублева является, пожалуй, и самой известной в мире православной иконой.
Хранится она в Третьяковской галерее.
«Святая Троица» - это тот случай в искусстве, когда созданное произведение коренным образом меняет устоявшееся представление о том или ином реальном (мифологическом) факте. Ярчайшим доказательством является, к примеру, история Моцарта и Сальери, изложенная Пушкиным в «Маленьких трагедиях», где отравление Мацарта Сальери подано настолько мощно, что стало истиной в глазах миллионов людей. Хотя это и не соответствует исторической правде.
В основе сюжета рублевской иконы лежит библейская история о посещении тремя ангелами родоначальника избранного (еврейского) народа прародителя Авраама (не только еврейского, кстати). Он встречает странников, омывает им ноги, собственноручно месит тесто и, вообще, демонстрирует подлинное и искреннее гостеприимство, не подозревая, что перед ним ангелы.
Во время встречи Аврааму было поведано, что у него родится сын Исаак, и что от него произойдет «народ великий и сильный». Затем два ангела отправляются «на погубление Содома, города прогневившего Бога».
До Рублева практически во всех иконах на данный сюжет подчеркивались нюансы трапезы, вводились детали «погубления Содома». А ведь к 11 веку довольно устойчивой стала трактовка троицы данного сюжета как триединой сущности Бога. Но понадобился гений Андрея Рублева, чтобы окончательно утвердить «небытовое, нежанровое восприятие» сюжета о «живоначальной троице».
В его иконе традиционных деталей и нюансов нет. Вообще нет мелочей. Икона русского иконописца абсолютно однозначно воспринимается как тихий духовный гимн «Живоначальной Троице», как идеальное воплощение единого и трипостасного Бога: Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух.
Ушло все суетное, мелкое, преходящее и осталась вечность, просветленность, Покой. Намечен силуэт дома как символ творящей воли божьей. Намечено дерево как вечное древо вечной жизни. Намечен силуэт горы как символ духовного восхождения.
Центром же действия изображения является чаша – Чаша жертвенная, Чаша жизни, Чаша Грааля …
В иконе Рублев отошел от традиционной иконографии. В ней отсутствуют принятые для того времени суровые, мрачноватые тона византийской иконописи.
Теплота красок, мягкость ритмического решения, единство «персонажей», переданное через круговую плавную замкнутость общего движения линий и тонов, все это сильнейшим образом работает на сверхзадачу иконы – единство Троицы.
Интересно и то, что «Святая Троица» по-разному воспринимается с ближней и дальней точки зрения.
Великая творческая работа монаха Андрея Рублева стала высочайшим символом в искусстве, стала Иконой, в которой достигнуты высшее согласие духа, мира, божественного и человеческого.
В честь Андрея Рублева назван кратер на Меркурии.
Андрей Рублёв. «Троица». 1411 или 1425-27.
Дерево, темпера. 142x114 см.
Государственная Третьяковская галерея.
www.andrey-rublev.ru/ (Андрей Рублев – читать, смотреть)
www.classic-online.ru (Овчинников Вячеслав. Музыка к кинофильму А. Тарковского «Андрей Рублев» – слушать)