ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
«СЕДЬМОЙ» ВАЛЬС ШОПЕНА
- «Музыка не имеет отечества, отечество её вся Вселенная».
Фредерик Шопен.
- Еще в детстве Шопен привык играть в полной темноте. В момент игры на фортепиано, он гасил все свечи. Именно таким образом маленький гений мог настроиться. Впоследствии, когда он бывал в гостях и его просили сыграть, он просил погасить свечи в комнате. Эта привычка сохранилась у него до самой смерти.
- Шопен в детстве страдал эпилепсией, нередко его мучали кошмары, видения. После приступов он утверждал, что общался с родственниками и знакомыми, которых нет в живых.
- Шопен не писал музыку для балетов, не оставил после себя опер или симфоний. Его любимым инструментом было фортепиано, для которого созданы все его произведения. Впервые пианист сыграл на концерте в 7 лет, в 12 за виртуозную игру его назвали «варшавским чудом».
- Знаменитая писательница Жорж Санд славилась не только своими занимательными романами. Она любила шокировать публику: позволяла себе курить трубку и носить мужское платье. Ни от кого не было секретом и то, что писательница была чрезвычайно влюбчивой, постоянно меняя мужей и любовников. В ее любовном плену побывали Проспер Мериме, Альфред Мюссе и гениальный романтик из Польши - Шопен. Однажды у Листа собрались все литературные французские аристократы, была, естественно, и Жорж Санд, был Шопен. Впервые увидев ее, Шопен сказал:
- Какая малоприятная женщина – эта Санд! Да и женщина ли это вообще, я склонен в этом усомниться!
Однако, влюбившись, композитор провел с этой «малоприятной женщиной» девять лет своей жизни...
- Во время концертов и частных выступлений Фредерик играл только свою музыку.
- Однажды Шопена попросили ответить на вопрос, каким настроением обладают его произведения. На что тот ответил одним словом - zal (жаль), которое показывает всю гамму чувств – от неимоверной ненависти до глубокой скорби, от угрозы до нежной любви.
Фредерик Шопен.
- Еще в детстве Шопен привык играть в полной темноте. В момент игры на фортепиано, он гасил все свечи. Именно таким образом маленький гений мог настроиться. Впоследствии, когда он бывал в гостях и его просили сыграть, он просил погасить свечи в комнате. Эта привычка сохранилась у него до самой смерти.
- Шопен в детстве страдал эпилепсией, нередко его мучали кошмары, видения. После приступов он утверждал, что общался с родственниками и знакомыми, которых нет в живых.
- Шопен не писал музыку для балетов, не оставил после себя опер или симфоний. Его любимым инструментом было фортепиано, для которого созданы все его произведения. Впервые пианист сыграл на концерте в 7 лет, в 12 за виртуозную игру его назвали «варшавским чудом».
- Знаменитая писательница Жорж Санд славилась не только своими занимательными романами. Она любила шокировать публику: позволяла себе курить трубку и носить мужское платье. Ни от кого не было секретом и то, что писательница была чрезвычайно влюбчивой, постоянно меняя мужей и любовников. В ее любовном плену побывали Проспер Мериме, Альфред Мюссе и гениальный романтик из Польши - Шопен. Однажды у Листа собрались все литературные французские аристократы, была, естественно, и Жорж Санд, был Шопен. Впервые увидев ее, Шопен сказал:
- Какая малоприятная женщина – эта Санд! Да и женщина ли это вообще, я склонен в этом усомниться!
Однако, влюбившись, композитор провел с этой «малоприятной женщиной» девять лет своей жизни...
- Во время концертов и частных выступлений Фредерик играл только свою музыку.
- Однажды Шопена попросили ответить на вопрос, каким настроением обладают его произведения. На что тот ответил одним словом - zal (жаль), которое показывает всю гамму чувств – от неимоверной ненависти до глубокой скорби, от угрозы до нежной любви.
- Написание фамилии Шопен (Chopin) вводит в ступор практически каждого, кто учит польский язык и только-только освоил основные правила чтения. Дело в том, что традиционно принято писать фамилию композитора на французский манер. Откуда такое недоразумение? Возможно из-за рода занятий отца, который был учителем французского, а может быть это от почти поголовной польской любви к Франции и всему французскому (особенно после Наполеоновских войн), а быть может все намного прагматичней – из-за лет, проведенных Шопеном в эмиграции в Париже. В любом случае теперь уже навсегда фамилия величайшего польского композитора, чей патриотизм и преданность Польши не вызывает ни у кого ни малейшего сомнения, пишется по-французски.
Василий Федоров
Руки Шопена
Чуткие руки,
Бывало, взлетят,
Вскинутся с легкостью птичьей, –
Мнится, два кречета рядом парят
Над присмиревшей добычей.
Миг –
И на клавиши,
Точно на луг,
Мчится за кречетом кречет...
Миг –
И стремительно пойманный звук
Плачет в тоске
И трепещет...
Так ему жить
И терзаться в веках.
Это в мучениях плена
Сетует горько
В его же руках
Скорбное сердце Шопена.
1961
Василий Федоров
Руки Шопена
Чуткие руки,
Бывало, взлетят,
Вскинутся с легкостью птичьей, –
Мнится, два кречета рядом парят
Над присмиревшей добычей.
Миг –
И на клавиши,
Точно на луг,
Мчится за кречетом кречет...
Миг –
И стремительно пойманный звук
Плачет в тоске
И трепещет...
Так ему жить
И терзаться в веках.
Это в мучениях плена
Сетует горько
В его же руках
Скорбное сердце Шопена.
1961