ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
НИККОЛО ПАГАНИНИ
- «Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным – мстят».
Никколо Паганини.
- Паганини категорически отказывался писать псалмы для церковников, поэтому добрые католики злобно поливали его грязью:
«Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы. Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия. Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа».
- Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: «Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение».
- Когда Паганини дал несколько концертов в Германии, впервые слышавший его игру скрипач Бенеш был настолько потрясен мастерством итальянца, что сказал своему приятелю Йелю, тоже известному скрипачу:
- Ну, мы все теперь можем писать завещание.
- Не все, – меланхолически ответил Йель, уже несколько лет знакомый с Паганини. - Лично я умер еще три года назад...
- Паганини опаздывал на концерт и нанял извозчика, чтобы как можно скорее добраться до театра. Тот оказался любителем скрипичной музыки и узнал великого маэстро, а узнав, запросил с него плату, в десять раз превышающую обычную. - Десять франков? – удивился Паганини. - Вы шутите!
- Вовсе нет, – отозвался возчик. - Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня в концерте вашу игру всего на одной струне!
- Хорошо, я заплачу вам десять франков, – согласился Паганини, – но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе!
- Когда Паганини передали приглашение английского короля выступить при дворе за половину требуемого им гонорара, скрипач ответил:
- К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!
Никколо Паганини.
- Паганини категорически отказывался писать псалмы для церковников, поэтому добрые католики злобно поливали его грязью:
«Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы. Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия. Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа».
- Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: «Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение».
- Когда Паганини дал несколько концертов в Германии, впервые слышавший его игру скрипач Бенеш был настолько потрясен мастерством итальянца, что сказал своему приятелю Йелю, тоже известному скрипачу:
- Ну, мы все теперь можем писать завещание.
- Не все, – меланхолически ответил Йель, уже несколько лет знакомый с Паганини. - Лично я умер еще три года назад...
- Паганини опаздывал на концерт и нанял извозчика, чтобы как можно скорее добраться до театра. Тот оказался любителем скрипичной музыки и узнал великого маэстро, а узнав, запросил с него плату, в десять раз превышающую обычную. - Десять франков? – удивился Паганини. - Вы шутите!
- Вовсе нет, – отозвался возчик. - Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня в концерте вашу игру всего на одной струне!
- Хорошо, я заплачу вам десять франков, – согласился Паганини, – но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе!
- Когда Паганини передали приглашение английского короля выступить при дворе за половину требуемого им гонорара, скрипач ответил:
- К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!
- С детства Никколо приходилось терпеть тиранию отца, который безжалостно заставлял его заниматься музыкой целыми днями, не позволяя выходить на улицу. От недостатка кислорода, движения и чрезмерных нагрузок мальчик однажды впал в каталептическую кому. Родители посчитали его умершим и едва не похоронили. И тем не менее, Паганини впоследствии относился к отцу с величайшим уважением, и благодарностью.
- «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».
Г. Гейне.
- До сих пор неизвестно, посещал ли вообще известный Паганини когда-либо школу. Исследователи отмечают, что в его рукописях очень много грубых ошибок, причем даже в тех, которые написаны в зрелом возрасте.
- Джоаккино Россини был дружен с Паганини, посвятил ему элегию «Посвящение Паганини», которую иногда называют «Шесть слов о Паганини». Ему же принадлежит фраза: «Я плакал всего три раза в жизни: когда моя первая опера провалилась, когда фаршированная белыми трюфелями индейка упала за борт лодки во время пикника на воде, и когда я первый раз услышал, как играет Паганини».
- В музейных архивах европейских столиц хранятся полуистлевшие страницы газет первой половины XIX века. Просмотрев их, можно убедиться, что несколько десятилетий имя итальянского скрипача-виртуоза Паганини встречается так же часто, как имя Наполеона.
- «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».
Г. Гейне.
- До сих пор неизвестно, посещал ли вообще известный Паганини когда-либо школу. Исследователи отмечают, что в его рукописях очень много грубых ошибок, причем даже в тех, которые написаны в зрелом возрасте.
- Джоаккино Россини был дружен с Паганини, посвятил ему элегию «Посвящение Паганини», которую иногда называют «Шесть слов о Паганини». Ему же принадлежит фраза: «Я плакал всего три раза в жизни: когда моя первая опера провалилась, когда фаршированная белыми трюфелями индейка упала за борт лодки во время пикника на воде, и когда я первый раз услышал, как играет Паганини».
- В музейных архивах европейских столиц хранятся полуистлевшие страницы газет первой половины XIX века. Просмотрев их, можно убедиться, что несколько десятилетий имя итальянского скрипача-виртуоза Паганини встречается так же часто, как имя Наполеона.