ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
ФРАНЦ ПЕТЕР ШУБЕРТ
- «Его музыке нет равных в выражении интимнейших состояний человеческой души – и это мне особенно дорого. У Моцарта, например, эта интимность в большей степени подчинена идеальному «общему плану». Шуберт более детально фокусирует переживаемое, в его музыке глубже проникновение в человеческое «я». У него постижение мира происходит в большей степени «изнутри себя». Отсюда и контрасты в его музыке – более резкие, чем у Моцарта, да и порой даже чем у Бетховена. Меня всегда, с самого детства захватывали эти шубертовские мгновенные переключения между восторгом и отчаяньем, обыденностью и внезапными озарениями. Между мажором и минором, между «тихо» и «громко».
Композитор А. Сафронов.
- Поскольку при жизни композитора было опубликовано относительно мало его работ, лишь немногие из них имеют свой номер опуса, но и в таких случаях номер не вполне точно отражает время создания произведения. В 1951 году музыковед Отто Эрих Дойч опубликовал каталог произведений Шуберта, где все сочинения композитора расположены в хронологическом порядке согласно времени их написания.
- Существует предание о том, как в один из осенних дней 1817 года Шуберт встретил на улице Вены богато одетую даму с белым лицом и старомодной прической. Назвав Франца по имени, она представилась его Судьбой и предложила ему на выбор определить будущее: остаться безвестным учителем и умереть в глубокой старости, окруженным детьми и внуками, или подарить миру сказочно-красивую музыку, но уйти из жизни в неполные тридцать два года. Через несколько дней Шуберт бросил школу, чтобы навсегда посвятить себя музыке.
- Шуберт просил после смерти похоронить его рядом с Бетховеном, но из-за недостатка финансов эта просьба не была удовлетворена. Тем не менее, спустя долгие годы его последнее желание было исполнено – захоронение перенесли, и сейчас Шуберт и Бетховен покоятся рядом на Центральном кладбище Вены.
- Музыка Шуберта живет не насаждаемая никем, живет в собственной жизнестойкости. Шуберт первым почувствовал человека-сироту, первым почувствовал город как вместилище трагических переживаний, пагубность города, заброшенность человека еще тогда, когда немного было таких городов.
Георгий Свиридов.
- Мои сочинения возникли из моего понимания музыки и моей боли; те из них, которые породила одна только боль, кажется, менее всего обрадовали мир.
Франц Шуберт.
Композитор А. Сафронов.
- Поскольку при жизни композитора было опубликовано относительно мало его работ, лишь немногие из них имеют свой номер опуса, но и в таких случаях номер не вполне точно отражает время создания произведения. В 1951 году музыковед Отто Эрих Дойч опубликовал каталог произведений Шуберта, где все сочинения композитора расположены в хронологическом порядке согласно времени их написания.
- Существует предание о том, как в один из осенних дней 1817 года Шуберт встретил на улице Вены богато одетую даму с белым лицом и старомодной прической. Назвав Франца по имени, она представилась его Судьбой и предложила ему на выбор определить будущее: остаться безвестным учителем и умереть в глубокой старости, окруженным детьми и внуками, или подарить миру сказочно-красивую музыку, но уйти из жизни в неполные тридцать два года. Через несколько дней Шуберт бросил школу, чтобы навсегда посвятить себя музыке.
- Шуберт просил после смерти похоронить его рядом с Бетховеном, но из-за недостатка финансов эта просьба не была удовлетворена. Тем не менее, спустя долгие годы его последнее желание было исполнено – захоронение перенесли, и сейчас Шуберт и Бетховен покоятся рядом на Центральном кладбище Вены.
- Музыка Шуберта живет не насаждаемая никем, живет в собственной жизнестойкости. Шуберт первым почувствовал человека-сироту, первым почувствовал город как вместилище трагических переживаний, пагубность города, заброшенность человека еще тогда, когда немного было таких городов.
Георгий Свиридов.
- Мои сочинения возникли из моего понимания музыки и моей боли; те из них, которые породила одна только боль, кажется, менее всего обрадовали мир.
Франц Шуберт.
Осип Мандельштам.
Жил Александр Герцович,
Еврейский музыкант, –
Он Шуберта наверчивал,
Как чистый бриллиант.
И всласть, с утра до вечера,
Заученную вхруст,
Одну сонату вечную
Играл он наизусть...
Что, Александр Герцович,
На улице темно?
Брось, Александр Герцович,
Чего там?.. Всё равно...
Пускай там итальяночка,
Покуда снег хрустит,
На узеньких на саночках
За Шубертом летит.
Нам с музыкой-голубою
Не страшно умереть,
А там - вороньей шубою
На вешалке висеть...
Всё, Александр Герцович,
Заверчено давно,
Брось, Александр Скерцович,
Чего там?.. Всё равно...
Жил Александр Герцович,
Еврейский музыкант, –
Он Шуберта наверчивал,
Как чистый бриллиант.
И всласть, с утра до вечера,
Заученную вхруст,
Одну сонату вечную
Играл он наизусть...
Что, Александр Герцович,
На улице темно?
Брось, Александр Герцович,
Чего там?.. Всё равно...
Пускай там итальяночка,
Покуда снег хрустит,
На узеньких на саночках
За Шубертом летит.
Нам с музыкой-голубою
Не страшно умереть,
А там - вороньей шубою
На вешалке висеть...
Всё, Александр Герцович,
Заверчено давно,
Брось, Александр Скерцович,
Чего там?.. Всё равно...