ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
- «Обратите внимание на этого человека, он заставит мир говорить о себе!»
В. А Моцарт.
- Первым учителем Бетховена был странствующий пьяница-фантазер по имени Пфейфер. «Жизнь представляет собой реликтовую ценность, – частенько повторял он, – всё вокруг мертво и останется мертвым, если ты его не оживишь. Ты должен заставить камни дрожать!».
Впрочем, этот человек не задержался в Бонне дольше года, что связано с его нежеланием уживаться с окружающими. Его пьяные вопли часто доносились из комнаты, где он занимался с Бетховеном: «Есть только один композитор – Бах.! Всё остальное – дерьмо!» – кричал он, когда юный Людвиг демонстрировал ему свои первые импровизации на клавесине.
- Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно «мрачные», порывистые мелодии.
- Некоторое время Бетховен учился композиции у Альбрехтсбергера, автора отличного учебника по композиции. Своим упрямством Бетховен бесконечно раздражал учителя, так что тот однажды воскликнул: «Этот тупица ничему не научился и ничему никогда не научится!»
Следующим учителем Бетховена был А. Сальери.
- «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будет существовать тысячи, Бетховен же – только один!»
Из письма Л. В. Бетховена князю Лихановскому.
- Как-то Бетховен играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой, из-за чего Бетховен тотчас оборвал выступление и произнёс: «Таким свиньям я играть не буду!»
- Облик композитора резко выделял его среди окружающих. Бетховен был человеком небольшого роста, коренастым, с лицом изрытым оспой. Парик он никогда не носил, его темные волосы падали ему на лоб. Он был грубоват в движениях, часто резок с людьми. Но иногда вдруг делался необузданно веселым и язвительным. Бетховен никогда не льстил, и этим качеством нажил себе много врагов.
В. А Моцарт.
- Первым учителем Бетховена был странствующий пьяница-фантазер по имени Пфейфер. «Жизнь представляет собой реликтовую ценность, – частенько повторял он, – всё вокруг мертво и останется мертвым, если ты его не оживишь. Ты должен заставить камни дрожать!».
Впрочем, этот человек не задержался в Бонне дольше года, что связано с его нежеланием уживаться с окружающими. Его пьяные вопли часто доносились из комнаты, где он занимался с Бетховеном: «Есть только один композитор – Бах.! Всё остальное – дерьмо!» – кричал он, когда юный Людвиг демонстрировал ему свои первые импровизации на клавесине.
- Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно «мрачные», порывистые мелодии.
- Некоторое время Бетховен учился композиции у Альбрехтсбергера, автора отличного учебника по композиции. Своим упрямством Бетховен бесконечно раздражал учителя, так что тот однажды воскликнул: «Этот тупица ничему не научился и ничему никогда не научится!»
Следующим учителем Бетховена был А. Сальери.
- «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будет существовать тысячи, Бетховен же – только один!»
Из письма Л. В. Бетховена князю Лихановскому.
- Как-то Бетховен играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой, из-за чего Бетховен тотчас оборвал выступление и произнёс: «Таким свиньям я играть не буду!»
- Облик композитора резко выделял его среди окружающих. Бетховен был человеком небольшого роста, коренастым, с лицом изрытым оспой. Парик он никогда не носил, его темные волосы падали ему на лоб. Он был грубоват в движениях, часто резок с людьми. Но иногда вдруг делался необузданно веселым и язвительным. Бетховен никогда не льстил, и этим качеством нажил себе много врагов.
- Знаменитый немецкий композитор Карл, Мария фон Вебер, закончив работу над оперой «Вольный стрелок», немедленно отправил ее партитуру Бетховену, мнение которого очень высоко ценил, с просьбой сообщить, что он думает...
Бетховен, ознакомившись с партитурой, возвратил ее автору. В приложенной короткой записке было сказано: «Дорогой господин Вебер, советую вам больше никогда не писать опер»...
Естественно, что крайне самолюбивый Вебер был весьма оскорблен этим уничижительным советом. Встретившись через некоторое время с Бетховеном, он сухо поинтересовался, что же так не понравилось в его опере великому композитору.
- Мне понравилось там все! - решительно отвечал Бетховен. - Ваша опера - само совершенство!
- Но как же тогда понимать ваш совет? - растерянно спросил Вебер.
- А так и понимайте, что опера ваша настолько прекрасна, – отвечал Бетховен, – что я не допускаю и мысли о создании другой, более прекрасной! А раз так, то стоит ли тратить время попусту, милый мой Вебер?
- Свою третью Симфонию тридцатичетырёхлетний Бетховен первоначально хотел посвятить Наполеону. Но когда он узнал, что Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором, то композитор снял посвящение. Ныне она известна как «Героическая» симфония. Сам Бетховен объяснил свое решение таким образом: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».
- Из письма Иоганна Бетховена своему отцу Людвигу старшему от 19 сентября 1771 года: «Сегодня Людвиг произнес свое первое слово: «медведь». Этот ребенок – что-то необычное. Я серьезно намерен обучать его музыке. Если, конечно, он не умрет преждевременно».
- В день кончины музыканта природа буйствовала: разразилось ненастье с метелью, градом и громом. В последний миг своей жизни Бетховен поднял кулак и погрозил небу или высшим силам.
- Во время похорон Бетховена, за его гробом шло более 20 000 человек.
Бетховен, ознакомившись с партитурой, возвратил ее автору. В приложенной короткой записке было сказано: «Дорогой господин Вебер, советую вам больше никогда не писать опер»...
Естественно, что крайне самолюбивый Вебер был весьма оскорблен этим уничижительным советом. Встретившись через некоторое время с Бетховеном, он сухо поинтересовался, что же так не понравилось в его опере великому композитору.
- Мне понравилось там все! - решительно отвечал Бетховен. - Ваша опера - само совершенство!
- Но как же тогда понимать ваш совет? - растерянно спросил Вебер.
- А так и понимайте, что опера ваша настолько прекрасна, – отвечал Бетховен, – что я не допускаю и мысли о создании другой, более прекрасной! А раз так, то стоит ли тратить время попусту, милый мой Вебер?
- Свою третью Симфонию тридцатичетырёхлетний Бетховен первоначально хотел посвятить Наполеону. Но когда он узнал, что Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором, то композитор снял посвящение. Ныне она известна как «Героическая» симфония. Сам Бетховен объяснил свое решение таким образом: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».
- Из письма Иоганна Бетховена своему отцу Людвигу старшему от 19 сентября 1771 года: «Сегодня Людвиг произнес свое первое слово: «медведь». Этот ребенок – что-то необычное. Я серьезно намерен обучать его музыке. Если, конечно, он не умрет преждевременно».
- В день кончины музыканта природа буйствовала: разразилось ненастье с метелью, градом и громом. В последний миг своей жизни Бетховен поднял кулак и погрозил небу или высшим силам.
- Во время похорон Бетховена, за его гробом шло более 20 000 человек.