ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
ЭРНЕСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН
- «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает».
Т. Гофман.
- В 12 лет Гофман уже умел играть на органе, скрипке, гитаре и арфе. Создал первую в истории романтическую оперу «Ундина».
- Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой, садился и начинал писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. Иногда жуткие фантазии так будоражили его воображение, что он будил жену и дальше писал только в её присутствии.
Утром, точно в обозначенное время, он неизменно находился на службе, которую ненавидел, и старательно работал.
- За свою жизнь Гофман сменил множество профессий – дирижер, оформитель, адвокат, издатель, журналист, автор альманахов и мини-изданий, композитор, автор опер.
- Мало какая женщина смогла бы долго терпеть такого мужа, но Михалина Тшцинськая, полька по национальности, оказалась чудесной супругой. Она все время была рядом с мужем, тихо гордилась его гением, поддерживала его в трудные времена и прощала измены.
- Гофман был первым музыкальным критиком Германии. Поначалу Эрнст Теодор был известен как критик, а не как писатель. Его студенческий товарищ с удовольствием публиковал рецензии и статьи Гофмана в своем журнале.
- По признанию Гофмана, у Мурра был прототип (собственный кот писателя): «Это кот дивной красоты и еще большего ума, которого я воспитал, он-то и дал мне повод к той забавной мистификации, которой пронизана эта, собственно говоря, серьезная весьма книга».
- Есть один лишь ангел света, способный осилить демона зла. Это светлый ангел – дух музыки, который часто и победоносно вздымался из души моей, при звуках его мощного голоса немеют все земные печали.
- Я всегда, – заговорила советница, – я всегда полагала, что музыка действует на вас слишком сильно, более того – почти пагубно, ибо во время исполнения какого-нибудь замечательного творения казалось, что всё ваше существо пронизано музыкой, искажались даже и черты вашего лица. Вы бледнели, вы были не в силах вымолвить ни слова, вы только вздыхали и проливали слёзы и нападали затем, вооружаясь горчайшей издёвкой, глубоко уязвляющей иронией, на каждого, кто хотел сказать хоть слово о творении мастера…
«Житейские воззрения кота Мурра», 1821.
Т. Гофман.
- В 12 лет Гофман уже умел играть на органе, скрипке, гитаре и арфе. Создал первую в истории романтическую оперу «Ундина».
- Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой, садился и начинал писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. Иногда жуткие фантазии так будоражили его воображение, что он будил жену и дальше писал только в её присутствии.
Утром, точно в обозначенное время, он неизменно находился на службе, которую ненавидел, и старательно работал.
- За свою жизнь Гофман сменил множество профессий – дирижер, оформитель, адвокат, издатель, журналист, автор альманахов и мини-изданий, композитор, автор опер.
- Мало какая женщина смогла бы долго терпеть такого мужа, но Михалина Тшцинськая, полька по национальности, оказалась чудесной супругой. Она все время была рядом с мужем, тихо гордилась его гением, поддерживала его в трудные времена и прощала измены.
- Гофман был первым музыкальным критиком Германии. Поначалу Эрнст Теодор был известен как критик, а не как писатель. Его студенческий товарищ с удовольствием публиковал рецензии и статьи Гофмана в своем журнале.
- По признанию Гофмана, у Мурра был прототип (собственный кот писателя): «Это кот дивной красоты и еще большего ума, которого я воспитал, он-то и дал мне повод к той забавной мистификации, которой пронизана эта, собственно говоря, серьезная весьма книга».
- Есть один лишь ангел света, способный осилить демона зла. Это светлый ангел – дух музыки, который часто и победоносно вздымался из души моей, при звуках его мощного голоса немеют все земные печали.
- Я всегда, – заговорила советница, – я всегда полагала, что музыка действует на вас слишком сильно, более того – почти пагубно, ибо во время исполнения какого-нибудь замечательного творения казалось, что всё ваше существо пронизано музыкой, искажались даже и черты вашего лица. Вы бледнели, вы были не в силах вымолвить ни слова, вы только вздыхали и проливали слёзы и нападали затем, вооружаясь горчайшей издёвкой, глубоко уязвляющей иронией, на каждого, кто хотел сказать хоть слово о творении мастера…
«Житейские воззрения кота Мурра», 1821.
- Гофман необычайно повлиял на литературу. Между прочим, на Пушкина, Гоголя, Достоевского. У Герцена есть восторженная статья о нём. Он не только фантаст, но полон жанром, бытом, подлинностью. Иногда он путается. Говорят, что он писал пьяным.
Музыка царит в его произведениях. Кавалер Глюк появляется из прошлого, живой, перед ним, Гофманом, и слушает исполнение «Ифигении в Авлиде». Дирижёры, театральные занавесы, загримированные актрисы толпятся на его страницах.
Он, может быть, первый изобразил двойников, ужас этой ситуации – до Эдгара По. Тот отверг влияние на него Гофмана, сказав, что не из немецкой романтики, а из собственной души рождается тот ужас, который он видит… Может быть, разница между ними именно в том, что Эдгар По трезв, а Гофман пьян. Гофман разноцветен, калейдоскопичен, Эдгар – в двух-трёх красках, в одной рамке. Оба великолепны, неповторимы, божественны.
Юрий Олеша, «Книга прощания», 1930-1959.
- «С тех пор, как я пишу музыку, мне удаётся забывать все свои заботы, весь мир. Потому что тот мир, который возникает из тысячи звуков в моей комнате, под моими пальцами, не совместим ни с чем, что находится за его пределами...»
Т. Гофман.
Музыка царит в его произведениях. Кавалер Глюк появляется из прошлого, живой, перед ним, Гофманом, и слушает исполнение «Ифигении в Авлиде». Дирижёры, театральные занавесы, загримированные актрисы толпятся на его страницах.
Он, может быть, первый изобразил двойников, ужас этой ситуации – до Эдгара По. Тот отверг влияние на него Гофмана, сказав, что не из немецкой романтики, а из собственной души рождается тот ужас, который он видит… Может быть, разница между ними именно в том, что Эдгар По трезв, а Гофман пьян. Гофман разноцветен, калейдоскопичен, Эдгар – в двух-трёх красках, в одной рамке. Оба великолепны, неповторимы, божественны.
Юрий Олеша, «Книга прощания», 1930-1959.
- «С тех пор, как я пишу музыку, мне удаётся забывать все свои заботы, весь мир. Потому что тот мир, который возникает из тысячи звуков в моей комнате, под моими пальцами, не совместим ни с чем, что находится за его пределами...»
Т. Гофман.