
IT-ТРИПТИХ «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ Т(т)ВОРЦА»
РОК-МУЗЫКА – ЭТО …
«Каждый концерт должен быть как последний …»
Ю. Шевчук.
Работая над проектом «31 (+1) знаковый альбом русской рок-музыки», я понимал, что рано или поздно, но мне придется давать определение – «Что такое рок» как самостное явление в музыкальном-исполнительском-культурном пространстве России/Европы/Мира. Первоначально я пытался отыскать такое определение в отечественной рок-аналитике, затем в западной. Однако, найти таковое – ёмкое, полнозвучное, убедительное – не смог.
Нет его!
Попытался придумать сам – не получилось. Вероятно, не хватает таланта, склонного к обобщениям. Хотя, существует и другое объяснение – рок-искусство явление настолько значительное и многогранное по своей природе, что определить его специфику в одном-двух предложениях просто не представляется возможным.
В общем, я решил пойти другим путём – «разрубить этот гордиев узел», предложить вам набор/ассортимент черт, без которых рок перестаёт быть роком. При этом решил дать два варианта.
В первом – даю определенную сумму основных качеств/черт/свойств, наиболее присущих отечественному рок-искусству.
Во-втором – даю небольшие фрагменты из описаний отдельных рок-групп (их лидеров), которые присутствуют в моём проекте. Делаю это для того, чтобы показать, как по-разному решают рок-задачи российские рокмены.
Вариант первый.
- Рок требует не исполнения песен/композиций, но проживания их «в полный рост» (как в последний раз!);
- Звёздные рок-исполнители не поют/играют песни/композиции, а «отрывают их от себя с кровью и мясом». Они «выплёвывают их из себя», находясь в том состоянии, когда еще чуть-чуть и – «разрыв аорты» [1«Разрыв аорты».
Из стиха О. Мандельштама «За Паганини длиннопалым».
Играй же на разрыв аорты
С кошачьей головой во рту,
Три чорта было – ты четвертый,
Последний чудный чорт в цвету … ];
- В «подаче материала» рок-исполнителем должна присутствовать та – подчас шокирующая, безумная – температура экзальтации, истовости, которые и подводят рок-артиста к черте, когда исполнение –
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз … [2Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз …
Из стиха Б. Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…». ]
- Рок-энергетика и рок-экспрессия на порядок (а то и на два-три) превосходят по температуре знергетику и экспрессию, к примеру, джаза, эстрадной песни, академической музыки;
- Среди основных температурно-эмоциональных черт рок-исполнительства (почти всегда) имеют место быть:
∙ безбашенность,
∙ бешеный, отвязный драйв,
∙ искренность чувств на уровне исповедального крика-надрыва.
Ю. Шевчук.
Работая над проектом «31 (+1) знаковый альбом русской рок-музыки», я понимал, что рано или поздно, но мне придется давать определение – «Что такое рок» как самостное явление в музыкальном-исполнительском-культурном пространстве России/Европы/Мира. Первоначально я пытался отыскать такое определение в отечественной рок-аналитике, затем в западной. Однако, найти таковое – ёмкое, полнозвучное, убедительное – не смог.
Нет его!
Попытался придумать сам – не получилось. Вероятно, не хватает таланта, склонного к обобщениям. Хотя, существует и другое объяснение – рок-искусство явление настолько значительное и многогранное по своей природе, что определить его специфику в одном-двух предложениях просто не представляется возможным.
В общем, я решил пойти другим путём – «разрубить этот гордиев узел», предложить вам набор/ассортимент черт, без которых рок перестаёт быть роком. При этом решил дать два варианта.
В первом – даю определенную сумму основных качеств/черт/свойств, наиболее присущих отечественному рок-искусству.
Во-втором – даю небольшие фрагменты из описаний отдельных рок-групп (их лидеров), которые присутствуют в моём проекте. Делаю это для того, чтобы показать, как по-разному решают рок-задачи российские рокмены.
Вариант первый.
- Рок требует не исполнения песен/композиций, но проживания их «в полный рост» (как в последний раз!);
- Звёздные рок-исполнители не поют/играют песни/композиции, а «отрывают их от себя с кровью и мясом». Они «выплёвывают их из себя», находясь в том состоянии, когда еще чуть-чуть и – «разрыв аорты» [1«Разрыв аорты».
Из стиха О. Мандельштама «За Паганини длиннопалым».
Играй же на разрыв аорты
С кошачьей головой во рту,
Три чорта было – ты четвертый,
Последний чудный чорт в цвету … ];
- В «подаче материала» рок-исполнителем должна присутствовать та – подчас шокирующая, безумная – температура экзальтации, истовости, которые и подводят рок-артиста к черте, когда исполнение –
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз … [2Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз …
Из стиха Б. Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…». ]
- Рок-энергетика и рок-экспрессия на порядок (а то и на два-три) превосходят по температуре знергетику и экспрессию, к примеру, джаза, эстрадной песни, академической музыки;
- Среди основных температурно-эмоциональных черт рок-исполнительства (почти всегда) имеют место быть:
∙ безбашенность,
∙ бешеный, отвязный драйв,
∙ искренность чувств на уровне исповедального крика-надрыва.
- Для рок-поэта-композитора не существует запретных тем и способов самовыражения:
∙ бескомпромиссность;
∙ свобода творчества/личности;
∙ неприятие навязываемых властью и обществом норм;
∙ личное кредо – «жить/творить не по их, но по собственным правилам» …
– все эти вышеперечисленные черты/свойства/качества всегда отличали наиболее последовательных рокменов.
Отход от данных «Заповедей», как правило, «выталкивал» рокмена на обочину рок-искусства, а то и вовсе за его пределы.
Вариант второй (фрагменты).
АЛЕКСАНЛР БАШЛАЧЁВ.
… Башлачёва ряд критиков/обозревателей относит исключительно к генерации бардов. Это, на мой взгляд, ошибочный вывод.
Если и искать для СашБаша какое-то качественно-стилистическое определение, то наиболее оптимальным, пожалуй, будет вот это – бард-рок-сказитель.
Исполнение Башлачёвым своих песен-сказов было насыщено такой экзальтацией и нервностью, таким драйвом [3Драйв (drive – езда) – эмоциональное состояние человека, сопровождающееся воодушевлением, выбросом адреналина, энергетическим зарядом. Выражение «меня прёт!» в целом характеризует состояние драйва. Драйвовой обычно называют зажигательную, насыщенную, ритмичную рок-музыку, которая производит соответствующий эффект на зрителя/слушателя, заряжая его эмоционально. Драйвовой также можно назвать любую музыку, которая вызывает у человека нестерпимое желание вскочить и бежать, танцевать и т.п. ], такой эмоциональной температурой, энергетикой и экспрессией, которые свойственны только и только рок-искусству.
Исключением является альбом «Вечный Пост».
Степень истовости, самозабвенности (отрешенности от всего окружающего), с которой погружался СашБаш в таинство воспроизводства своих песен показывает такой пример.
«… Мы записывали песни в январе 1986 года … записали 24 песни за шесть часов. Почти без перерывов. Закончили в 11 вечера. «Я больше не могу», – сказал Башлачев. Я включил свет и увидел, что пальцы на его правой руке стерты в кровь и гитара тоже вся в крови…».
А. Агеев (звукорежиссер). Из воспоминаний о записи в домашних условиях «альбома» «Всё будет хорошо». Портал colta.ru. 2014.
… Александр прорвался в область древнерусского языческого Сказа, как в свое время это сделал Хлебников. Только Башлачёв в отличие от Хлебникова модернизировал его, оживил современной лексикой, при этом сохранил внутреннее его сопряжение с древностью. В этом смысле Александр Башлачёв уникальный поэт в истории классической русской поэзии, поэт огромного таланта и исключительной интуиции. В 25 лет создать собственную лексику – современную, актуальную, насыщенную древней эзотеричностью и энергетикой – это, безусловно, – Дар.
Дар, доступный лишь избранным, тем, в ком живёт гениальность.
МАЙК НАУМЕНКО (ГРУППА «ЗООПАРК»).
… С первых же своих песен Майк обозначил в русской рок-музыке новое направление, новую тематику, новую лексику.
- Если поэтика Андрея Макаревича еще целиком находилась в русле русской академической поэзии…
∙ бескомпромиссность;
∙ свобода творчества/личности;
∙ неприятие навязываемых властью и обществом норм;
∙ личное кредо – «жить/творить не по их, но по собственным правилам» …
– все эти вышеперечисленные черты/свойства/качества всегда отличали наиболее последовательных рокменов.
Отход от данных «Заповедей», как правило, «выталкивал» рокмена на обочину рок-искусства, а то и вовсе за его пределы.
Вариант второй (фрагменты).
АЛЕКСАНЛР БАШЛАЧЁВ.
… Башлачёва ряд критиков/обозревателей относит исключительно к генерации бардов. Это, на мой взгляд, ошибочный вывод.
Если и искать для СашБаша какое-то качественно-стилистическое определение, то наиболее оптимальным, пожалуй, будет вот это – бард-рок-сказитель.
Исполнение Башлачёвым своих песен-сказов было насыщено такой экзальтацией и нервностью, таким драйвом [3Драйв (drive – езда) – эмоциональное состояние человека, сопровождающееся воодушевлением, выбросом адреналина, энергетическим зарядом. Выражение «меня прёт!» в целом характеризует состояние драйва. Драйвовой обычно называют зажигательную, насыщенную, ритмичную рок-музыку, которая производит соответствующий эффект на зрителя/слушателя, заряжая его эмоционально. Драйвовой также можно назвать любую музыку, которая вызывает у человека нестерпимое желание вскочить и бежать, танцевать и т.п. ], такой эмоциональной температурой, энергетикой и экспрессией, которые свойственны только и только рок-искусству.
Исключением является альбом «Вечный Пост».
Степень истовости, самозабвенности (отрешенности от всего окружающего), с которой погружался СашБаш в таинство воспроизводства своих песен показывает такой пример.
«… Мы записывали песни в январе 1986 года … записали 24 песни за шесть часов. Почти без перерывов. Закончили в 11 вечера. «Я больше не могу», – сказал Башлачев. Я включил свет и увидел, что пальцы на его правой руке стерты в кровь и гитара тоже вся в крови…».
А. Агеев (звукорежиссер). Из воспоминаний о записи в домашних условиях «альбома» «Всё будет хорошо». Портал colta.ru. 2014.
… Александр прорвался в область древнерусского языческого Сказа, как в свое время это сделал Хлебников. Только Башлачёв в отличие от Хлебникова модернизировал его, оживил современной лексикой, при этом сохранил внутреннее его сопряжение с древностью. В этом смысле Александр Башлачёв уникальный поэт в истории классической русской поэзии, поэт огромного таланта и исключительной интуиции. В 25 лет создать собственную лексику – современную, актуальную, насыщенную древней эзотеричностью и энергетикой – это, безусловно, – Дар.
Дар, доступный лишь избранным, тем, в ком живёт гениальность.
МАЙК НАУМЕНКО (ГРУППА «ЗООПАРК»).
… С первых же своих песен Майк обозначил в русской рок-музыке новое направление, новую тематику, новую лексику.
- Если поэтика Андрея Макаревича еще целиком находилась в русле русской академической поэзии…



